ПРОЙТИ ОБСЛЕДОВАНИЕ

Ответ на статью "Настоящий ВИЧ"

Следующий текст является ответом на статью Настоящий ВИЧ

В 2014 году в Самарской области терапию принимают уже 9563 ВИЧ-положительных.

СПИД-центр отвечает на вопросы скептиков.

Александра Мишина:

Вирус иммунодефицита человека открыли в 1983 году. И, казалось бы, все уже изучено вдоль и поперек. Еще немного и изобретут вакцину. Вот только проблем в этой сфере со временем становится все больше. Причем, не медицинских. Совсем недавно ряд вопросов к областному СПИД-центру возник у газеты "Московский комсомолец в Самаре (материал"Настоящий ВИЧ" (№23 (689) 13-20 августа).

В начале мая активист и правозащитник Александр Ездаков всерьез озаботился проблемой отметок на амбулаторных картах пациентов с диагнозом ВИЧ. В своей неповторимой манере он сравнил маркировку с клеймом и напомнил о врачебной тайне. Не будем говорить о том, что на лицевую страницу карты выносят много разных сведений, все они предназначены сугубо для врачебного пользования. Да и этот самый пресловутый код до выступления господина Ездакова знали немногие. Однако в настойчивости ему не откажешь. 

И почему именно этот факт так заинтересовал правозащитника? В Самаре было несколько довольно громких случаев дискриминации ВИЧ-положительных. Например, когда областной СПИД-центр попытался переехать в здание на улице Запорожской, а местное население митингами выражало свой протест. Или когда главный внештатный специалист министерства здравоохранения Самарской области по инфекционным болезням у детей запретил амбулаторный прием ВИЧ-инфицированных детей в городской больнице № 5. Но, может быть, метки на картах важнее.

Еще один камень преткновения – терапия. Пациенты СПИД-центра должны принимать лекарства постоянно. Лечение бесплатное, деньги на него выделяются из федерального бюджета. Кроме того, в  Самарской области средства распределяются между областным  и тольяттинским центрами СПИД. В текущем году финансирование сократилось по сравнению с 2013-м. При этом антиретровирусную терапию получает все большее количество ВИЧ-положительных (в 2013году – 8391 человек, в 2014году – уже 9563 человека).

Вполне логично, что СПИД-центр будет покупать более дешевые препараты с доказанной эффективностью, так называемые «дженерики», чтобы в таких условиях все пациенты смогли получать необходимые лекарства. Тем более, что успешность терапии в первую очередь зависит от своевременности ее назначения. 

На этом претензии скептиков не заканчиваются. «Почему вы покупаете эти лекарства за такую высокую цену, когда соседний Татарстан покупает то же самое гораздо дешевле?» - вопрошают они. Вспомните, что речь идет о торгах. В 2013 году областной СПИД-центр «играл» первым среди регионов, когда цены были самыми высокими.

Ситуация была безвыходная – лекарств почти не осталось, а пациентов нужно лечить. К тому же по одноименным лекарственным препаратам сравнительная стоимость может значительно варьироваться в разных регионах – по одним цена выше, по другим - ниже. В целом же затраты на антиретровирусную терапию 1 пациента в Самарской области  сопоставимы с таковыми в других регионах, что неоднократно подтверждалось результатами многочисленных проверок уполномоченных надзорных органов.

Оказывается, в Самаре нельзя обеспечить уход за «тяжелыми» пациентами – нет хосписов. Или есть, но устроить туда человека чрезвычайно трудно. Тут-то мы и упускаем одну важную деталь: в СПИД-центре в тестовом режиме уже работает паллиативное отделение (как раз для больных с терминальными стадиями). Пациент находится под наблюдением квалифицированных врачей, получает эффективное медицинское пособие, продлевающее жизнь и повышающее её качество. А хоспис – это не медицинское учреждение, а социальное.

Александр Муравец, кандидат медицинских наук, генеральный директор Самарского Фонда социального развития "Время жить!", руководитель рабочей группы Межведомственной комиссии по формированию ЗОЖ при Правительстве Самарской области:

«Вызывает недоумение, что на вопрос об отношении врачей центра СПИД пациент описывает свои сложные взаимоотношения с модератором форума. Нет, форум конечно дело важное, но не там оказываются лечебно-профилактические услуги пациентам центра. Так вот, если говорить об этих услугах, то удивительно, как авторы статьи не заметили, что за короткое время Самарский областной центр СПИД (далее – Центр) из разваливающего здания с огромными очередями и отсутствием туалета для пациентов переехал в капитально отремонтированное учреждение, увеличив свою площадь в десятки раз.

И прием теперь ведут не 3 инфекциониста в одном кабинете (так действительно было!), а каждый врач в отдельном комфортабельном кабинете, что, кстати, принципиально повышает конфиденциальность работы, но об этом авторы почему-то тоже не вспомнили. Не вспомнили и о том, что теперь в Центре появились свой педиатр, стоматолог, терапевт, фтизиатр и многие другие специалисты. Пациентам теперь не надо обегать весь город для получения качественной комплексной услуги.

Кроме этого установлена практически самая передовая в городе электронная система управления потоком пациентов, кардинально снизившая очереди и конфликтные ситуации.

В новом Центре значительно усилена клинико-диагностическая  лаборатория, работают кабинеты УЗИ, функциональной диагностики, эндоскопии и даже рентгенологическое отделение с кабинетом компьютерной томографии.

И вся эта инфраструктура работает для того, чтобы самарские люди, живущие с ВИЧ, получали качественные, комплексные услуги в соответствие с самыми строгими рекомендациями и безусловным уважением принципа конфиденциальности. Кстати, благодаря активному сотрудничеству Центра с некоммерческими организациями пациентам доступны и дополнительные услуги. Так, в рамках проекта ОПОРА можно пройти обучение в Школе пациента, обратится к психологу, равному консультанту или юристу. Разумеется, все это совершенно бесплатно. 

Конечно, все нуждается в постоянном развитии и улучшении и Самарский областной центр СПИД не является исключением. Но когда претензии высказываются столь предвзято и однобоко возникают большие сомнения в объективности авторов и вопросы об их мотивах».