ПРОЙТИ ОБСЛЕДОВАНИЕ

ВИЧ диссиденты. Невозможно отрицать

Медицина делает большие шаги вперед: появляются новые методы диагностики и лечения, проводятся многочисленные исследования. Однако пропорционально медицинским достижениям ширятся и человеческие заблуждения.

В частности, в последнее время большое распространение получило движение ВИЧ-диссидентов. Это люди, которые отрицают существование вируса иммунодефицита человека и не верят, что он вызывает СПИД.

ВИЧ-инфекция может не проявлять себя длительное время. Это дает «отрицателям» аргументы в защиту своей теории. С пути их не сбивают даже многочисленные «оппортунистические» заболевание, которые возникают на фоне иммунодефицита (количество клеток иммунитета снижается до критического уровня, вирусная нагрузка, наоборот, многократно возрастает). Даже будучи в крайне тяжелом состоянии многие ВИЧ-диссиденты отказываются принимать противовирусную терапию.

Как правило, основная платформа этого движения – Интернет. Глобальная сеть действительно становится паутиной, попав в которую, люди становятся заложниками собственных убеждений. К сожалению, часто подобное отрицание заканчивается печально.

Например, когда ВИЧ-положительная мама отказывается от всех этапов химиопрофилактики (во много раз увеличивая риск передачи вируса ребенку), а также не дает согласия на лечение малыша (если диагноз ВИЧ-инфекция подтвержден). Врачи в таких случаях безуспешно пытаются объяснить женщине, что она подвергает ребенка опасности. Но диссидентская паутина, как правило, держит крепко.

Педиатр областного Центра СПИД Мария Теряева приводит в пример такие случаи: «Мама не верит в существование вируса и, соответственно, не считает себя ВИЧ-инфицированной. Во время беременности она отказалась от химиопрофилактики. В результате на втором месяце жизни ребенку поставили диагноз «ВИЧ-инфекция». Сейчас у него огромное количество вируса в крови – несколько миллионов копий, ребенку показана противовирусная терапия. А мама отказывается от лечения.

В октябре прошлого года маленькая дочка одной из пациенток умерла, не дожив до года. Девочке поставили диагноз в три месяца, назначили противовирусную терапию. Мама дала согласие на лечение и даже взяла препараты. Но дочке их не давала. А потом уехала с ребенком в другую область. Когда они вернулась в Самару, ребенок уже был в тяжелом состоянии. Длительное время женщина отказывалась от госпитализации. Участковый педиатр местной поликлиники с трудом положил ее в больницу. Мама с дочкой долго лежали в реанимации. К сожалению, спасти девочку не удалось».

Зачастую подобное отношение к ребенку остается на совести родителей. Специалисты Центра СПИД не могут заставить маму или отца давать лекарства своему ребенку. Единственным выходом остается – довести ситуацию до сведения уполномоченных органов (прокуратуры, опеки и попечительства).

Законодательство закрепляет обязанность родителей заботиться о здоровье своих детей. Тогда кто, как не родители должны приложить все усилия, чтобы ВИЧ-инфицированный ребенок получил всю необходимую помощь?

Почему порой все происходит ровно наоборот, пояснила психолог областного Центра СПИД Людмила Ферапонтова:

«Отрицание – способ адаптации, своего рода защитная реакция. Мы эту тему часто затрагиваем на консультациях. Пациентов я ориентирую на то, чтобы они самостоятельно «шли» на форум Центра и знакомились с его содержанием с позиции исследователя. Очень важно понимать, что есть разные точки зрения.

Это способ адаптации для людей деятельных и энергичных. Но, как правило, их энергия направлена не на рефлексию, а скорее на революцию: смириться невозможно, нужно что-то поменять.

Чаще всего, ярые сторонники ВИЧ-диссидентского движения – люди с определенными качествами характера. Им сложно приспосабливаться, выполнять чьи-то требования и правила, трудно организоваться под эти правила. Таких людей манит в альтернативные течения. Как итог: пациенты отказываются принимать лекарства и не дают их детям.

Проблема «принимать лекарства или нет» встает перед женщиной уже во время беременности. Естественно, что она стремится всячески оберегать своего ребенка от негативных влияний. Возможно, отказ от лечения ребенка связан с высокой тревожностью мамы. Современные женщины настолько пересыщены информацией, что теряются: нет критерия, позволяющего правильно выбрать и расставить приоритеты. Таблетки могут оказать возможное негативное влияние на ребенка или они будут помогать не передать вирус – что важнее? Часто за этой тревогой мамы не могут сравнить ущерб. В тревоге человек воспринимает информацию по-другому: мелкие детали укрупняются, большие – теряют свое значение».

Вирус иммунодефицита человека существует: специалисты изучили его строение, рассмотрели вирус под микроскопом. Это факт, доказанный многочисленными серьезными исследованиями.

К сожалению, ВИЧ – реальность (как бы отрицателям не хотелось верить в обратное). Неприятие этой реальности наносит неоценимый  ущерб человеческому здоровью и жизни.